Отечественная система планирования развития вооружения

Конечной целью реализации новой госпрограммы вооружений является увеличение доли новой техники, принятой на вооружение России, до 70-80% с 10%, имевших место в 2010 году. Государственная программа вооружения состоит из программ вооружения по направлениям (видам) техники, которые включают разделы по типам вооружения. Развитие системы вооружения Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). Что такое ПРОГРАММНОЦЕЛЕВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ РАКЕТНЫХ ВОЙСК СТРАТЕГИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ (ВВТ РВСН)? Разработка и обоснование сбалансированной по целям, задачам, затратам и срокам. Указанные проекты направлены на создание ключевых элементов вооружения, военной и специальной техники нового поколения, которые станут основой отечественной системы вооружения на рубеже 2025–2030 годов.

2. Основные направления развития средств вооруженной борьбы.

В свое время Иван Макарович был организатором, что называется, «с чистого лица» двух ведущих институтов Минобороны, так что опыта ему в этом ответственном деле было не занимать. Начальниками управлений были назначены молодые и энергичные ученые — доктора наук. Институт стал оснащаться современной вычислительной техникой, что дало ему возможность в содружестве с другими НИУ МО в скором времени разработать математические модели типовых стратегических операций Вооруженных сил с использованием уникальных алгоритмов обеспечения информационного и огневого взаимодействия различных видов и родов войск и сил флота в предполагаемых боевых действиях. Из года в год рос авторитет института.

Вскоре он стал способен подвергать системной экспертизе самые замысловатые ситуации вооруженной борьбы, выдавая по ним центральному аппарату МО СССР и Генштабу ВС убедительные рекомендации. И вот что интересно: чем больше институт вникал в сложнейшие «механизмы войны», тем нагляднее проявлялась явная людская и оружейная избыточность состава наших ВС, оправдать которую было немыслимо даже самыми невероятными сценариями войн, а тем более сценариями вполне возможных локальных военных конфликтов. В результате большой и кропотливой работы были разработаны основные принципы и критерии обеспечения оборонной достаточности государства в обычных и ядерных вооружениях.

Они при использовании математических имитационных моделей позволили упорядочить и систематизировать огромный материал, полученный от видов ВС и родов войск, вскрывать в нем не только военную, но и философскую сущность и закономерности. Политбюро ЦК КПСС поручило Госкомиссии СМ СССР по военно-промышленным вопросам, Минобороны СССР, Госплану СССР с участием заинтересованных министерств и ведомств рассмотреть вопрос дальнейшего совершенствования системы планирования, создания и производства вооружения и военной техники, в том числе за счет изменения горизонта планирования для основных программных документов «Контрольные цифры на оборону», «Основные направления» и «Программы вооружения» с 10 до 15 лет. На разработку и согласование этих документов отводилось чуть больше года, и, тем не менее, работа была с честью выполнена.

Успех был обусловлен прежде всего тем, что система управления оборонным комплексом впервые после войны приобрела стабильный общегосударственный характер и совершенно новое качество на основе объединения и систематизации военных, научно-технических, технологических и экономических знаний в интересах обороны страны. По современной классификации это была типичная государственная инновационная система, созданная в условиях централизованного планового управления! Кроме того, в этих «Программах» были указаны лишь наименования образцов ВиВТ без раскрытия их основных тактико-технических показателей.

И только в упомянутых выше «Программах вооружения на 1986—1995 гг. В самих же «Программах... При этом структурно в каждом разделе той или иной «Программы...

На программный период 1991—2000 гг. Однако внести его на утверждение правительством своевременно не удалось из-за несогласованности позиций по уточнению контрольных цифр, вызванных сокращением расходов на оборону и задержкой принятия Государственной программы конверсии оборонной промышленности до 1995 г. Указанный Порядок содержал четкую последовательность действий всех участников разработки «Программ...

При этом оценивалась достаточность мероприятий, обеспечивающих развитие промышленного потенциала, и соблюдался принцип сквозного планирования развития ВиВТ путем согласования сроков создания образцов комплексов вооружения и военной техники со сроками их поставок и эксплуатации. При разработке программ вооружения возникла трудноразрешимая задача, связанная с тем, что в мероприятиях по обеспечению реализации «Программ вооружения» необходимыми ресурсами должен был быть реализован принцип сбалансированного развития не только отраслей, но и подотраслей промышленности, работающих на выполнение долгосрочного оборонного заказа как по конечным образцам комплексам вооружения, так и по их комплектующим изделиям и элементной базе. Для решения проблемы в рамках процедур программного планирования Госпланом СССР была предусмотрена разработка отраслевыми министерствами специальной формы предоставления исходных данных экономического характера, которая входила в состав технико-экономического обоснования к заключению министерства о возможности реализации заявки Минобороны СССР.

Форма содержала данные: по пятилетке, предшествующей новому программному периоду, с выделением ее последнего базового года; первого пятилетнего периода новых «Программ вооружения» с разбивкой по годам; второго пятилетнего их периода с выделением последнего года и, наконец, соотношения данных по базовым годам пятилеток и всего программного периода. К этим данным были отнесены: объем товарной валовой продукции промышленности в оптовых ценах предприятий с выделением военной продукции и объема поставок по ней; размер капитальных вложений по всем источникам финансирования с выделением строительно-монтажных работ; прирост производства товарной продукции на 1 рубль капитальных производственных вложений в промышленности и распределение объемов капитальных вложений на научно-исследовательские организации и экспериментальные базы, на техническое перевооружение, реконструкцию предприятий, расширение действующих и строительство новых предприятий; ввод в действие основных фондов с выделением научно-исследовательских и экспериментальных баз; объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с выделением объема собственных работ; численность рабочих и служащих с выделением работников научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций. Более детальными сведениями по экономическому состоянию и прогнозированию развития отраслей оборонной промышленности, необходимыми, в частности, для межотраслевых балансовых расчетов, располагало такое неформальное объединение, как Совет директоров центральных экономических институтов девяти входящих в оборонный комплекс министерств.

Бессменным лидером этого Совета являлся известный ученый, директор Института экономики авиационной промышленности, доктор технических наук, профессор А. Члены Совета постоянно участвовали в работе сводных, отраслевых и функциональных отделов Госплана СССР, помогая им обобщать сведения о развитии деятельности каждой отрасли «оборонки», осуществлять межотраслевую увязку и вырабатывать общую стратегию развития оборонного комплекса с учетом развития экономики страны. При этом рассматривались различные варианты балансовых расчетов при фиксированном объеме лимитов по капитальным вложениям в развитие оборонного комплекса.

Модель сбалансированного развития комплекса в рамках комплекса НИР «Важность» реагировала на изменение задачи от достижения максимально возможного объема производства до устранения несбалансированности данных по технико-экономическому развитию отраслей и их смежников. Опорные показатели результатов моделирования по терминологии Госплана — «разрезы» помогали вскрывать диспропорции в развитии отраслей и подотраслей промышленности и разрабатывать соответствующие предложения по их устранению. Так были подготовлены и приняты специальные постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР о дальнейшем развитии авиационной промышленности, по созданию вычислительной техники, техники связи и других средств информатизации общества, о неотложных мерах по ускорению развития электронной промышленности и другие.

Главным же итогом многофакторной и многоплановой работы по формированию проектов «Программ вооружений» явилось достижение баланса интересов многочисленных заказчиков, разработчиков и поставщиков вооружения и военной техники разных отраслей и функциональных служб. Практически это выражалось в совпадении значений суммарных расчетов в реализации программ по четырем «разрезам»: программам целевой «разрез», основной «разрез» , направлениям планирования видам техники , видам Вооруженных сил генеральным заказчикам и отраслям министерствам промышленности. Для достижения такого баланса интересов необходимо было провести сложный и длительный анализ заявки Минобороны, составляемой по специальной форме, директивно предусмотренной упомянутым Порядком Госкомиссии СМ СССР по военно-промышленным вопросам, применительно к каждому министерству промышленности и получить заключение каждого министерства, формализованное таким же образом.

В каждой заявке и заключении по разделам «Программ вооружений» отражались объемы опытно-конструкторских работ и серийных поставок для конкретного генерального заказчика как в сумме, так и по направлениям, группировкам техники и образцам, по которым приводились объемы работ не только в стоимостном млн руб. Информация представлялась за период предыдущей пятилетки с выделением ее последнего базового года, первого пятилетнего программного периода с разбивкой по годам и последнего пятилетия в сумме. Такое обилие информации отнюдь не было излишним и отражало процесс согласования интересов заказчиков и производителей работ с максимально возможной открытостью, необходимой для анализа данных специалистами.

Анализ помогал, например, обеспечить равномерность загрузки по годам соответствующих производственных мощностей промышленности, а также способствовал согласованию этих параметров с возможными сроками и объемами ввода мощностей при реализации выделяемых капитальных вложений для производственного строительства. Глубина анализа, а главное, своевременность его проведения на предплановых этапах позволяли существенно повысить качество отработки первых в программном периоде пятилетних планов производства и поставок вооружения и военной техники, важнейших НИОКР по ее созданию, а также мероприятий по реализации этих планов. Повышение качества пятилетних планов выражалось, прежде всего, в учете в них перспективы на десять и более лет развития военной продукции и в заблаговременном обеспечении обновления всего парка вооружений Советской армии и Военно-морского флота всеми видами ресурсов, выделяемых государством на оборонные нужды.

Программно-целевая основа планирования объективно повышала надежность и эффективность принимаемых государством решений в военной сфере.

Всего таких интегрированных подсистем, функционирующих в едином информационном пространстве, предлагается иметь около 16. Основные их них - это подсистемы бронетанкового вооружения и военной автомобильной техники; ствольной артиллерии и реактивных систем залпового огня; противотанковых средств; средств ПВО; разведывательно-информационного обеспечения; беспилотных летательных аппаратов; средств связи; автоматизированных систем управления войсками и оружием; боевой экипировки и средств ближнего боя.

Объем финансирования ГПВ 2024-2033 пока не установлен.

Об размере финансирования программы можно будет говорить лишь после того, как экономический блок правительства РФ разработает прогноз макроэкономических показателей социально-экономического развития страны на 2024-2033 гг.

В основном разработана и принята на самом высоком государственном уровне нормативная база и основы военно-технической политики, определяющие главные цели, направления и этапы технического оснащения Вооруженных Сил России и воинских формирований до 2015 года. Проведена большая подготовительная инвентаризационная, методическая, аналитическая работа, как в Минобороны, так и в оборонных отраслях промышленности, создающие хорошую основу для разработки ГПВ. Впервые планируется одновременно разработать, согласовать и представить совместно с ГПВ комплекс взаимосвязанных планов по развитию научно-технологической базы, ОПК, военно-технического сотрудничества ВТС с зарубежными странами, плана мобилизационной подготовки экономики на особый период и др. Все это вселяет надежду и оптимизм относительно успешной реализации и результатов новой ГПВ. Остановимся на тех ключевых моментах, которые, на наш взгляд, являются наиболее важными и позволяют обеспечить ее успешную разработку и реализацию. Во-первых, все же надо разработать, согласовать и, самое главное, утвердить концепцию будущей ГПВ, создать своеобразную систему постулатов и аксиом, единую систему исходных данных, согласованную всеми основными участниками процесса разработки и утверждения программы, на которых и можно построить ГПВ. В общем плане необходима такая система исходных данных, которая учла бы объективные реалии и позволила найти баланс между выделяемыми ресурсами, возможностями ОПК и задачами, возлагаемыми государством на Вооруженные Силы России.

Здесь же следует особо обратить внимание на целеполагание будущей ГПВ, на так называемую функцию полезности. На наш взгляд, будущая ГПВ должна не только обеспечить поддержание и совершенствование технической оснащенности Вооруженных Сил и других войск, но и создать необходимые условия для сохранения ядра оборонной промышленности, укрепления экспортного потенциала российского ОКП, поиска и создания нового поколения эффективных асимметричных средств противодействия основным перспективным образцам вооружения вероятных противников, в том числе на новых физических принципах и нелетального действия. При этом возможна различная этапность наращивания боевых возможностей войск сил , разные пропорции и соотношения между темпами развития видов и родов ВС РФ. Возможны и различные варианты реализуемости ГПВ в промышленности, например с акцентом на собственное производство всей электронно-компонентной базы либо на использование импортных комплектующих. Все это приводит к необходимости применения вариантного подхода к будущей ГПВ с ориентацией на выделяемые ресурсы и учетом требований, предъявляемых к развитию ОПК и экспорту. Вместе с тем главным критерием сравнения и выбора предпочтительности вариантов должна оставаться эффективность решения задач Вооруженными Силами, другими войсками. Этот методический аппарат должен позволить устранить недостатки и проблемы, возникшие при формировании и мотивации предыдущих ГПВ. В-третьих, по результатам инвентаризации ВВТ находящегося в войсках, инфраструктуры военных объектов, предприятий оборонного комплекса должна быть отобрана и сохранена лишь минимально необходимая совокупность указанных военных объектов и техники. Возможно, следовало бы определить и сориентироваться лишь на ядро предприятий ОКП.

Важнейшей задачей является создание и реализация жесткого механизма унификации вновь разрабатываемого и модернизируемого ВВТ по всем комплектующим изделиям. На наш взгляд, без создания специальной межвидовой научной экспертизы вновь создаваемых и модернизируемых образцов ВВТ с привлечением ведущих специалистов НИО Минобороны и промышленности, предприятий разработчиков и заказчиков эту задачу решить будет крайне затруднительно. Нужно форсировать работы по военным GALS технологиям, созданию информационных систем поддержки и принятия решений в области развития ВВТ, системе каталогизации предметов снабжения, придав ей функции главного рычага управления номенклатурой предметов снабжения ВС РФ, непреодолимого барьера на пути разунификации ВВТ. В-четвертых, необходимо построить организационный механизм совместной согласованной работы всех министерств и ведомств по отработке ГПВ. Следует разработать и обеспечить безусловное соблюдение сетевого графика выполнения основных этапов разработки ГПВ, демократичное и широкое обсуждение результатов работы по каждому этапу с закреплением их соответствующими межведомственными протоколами, актами. Третья ГПВ с точки зрения широты охвата проблем, количества привлекаемых исполнителей, объема и сложности решаемых задач представляется значительно более сложной конструкцией, чем две предыдущие российские программы вооружения. Поэтому во многом успех новой ГПВ будет зависеть от процесса организации, управления и контроля за ходом ее разработки и реализации. Должна быть определена строгая персональная ответственность за координацию каждого этапа разработки с приданием ответственным должностным лицам соответствующих прав и полномочий. В-пятых, безусловно, это вопрос реализуемости ГПВ оборонно-промышленным комплексом.

Приоритетные направления программы вооружения до 2033 года

Первый зампред коллегии ВПК: новая программа вооружения изменит облик российской армии В основе российского подхода к развитию вооружения и военной техники (ВВТ) лежит опыт СССР, при котором программно-целевое планирование осуществляется через Государственную программу вооружения (ГПВ) и Государственный оборонный заказ (ГОЗ).
Регионы России Новости - PP Такими документами долгосрочного планирования являлись «Основные направления развития вооружения и военной техники» сроком на 15 лет и «Программы вооружения» сроком на 10 лет.
О государственных программах вооружения России (вторая часть) 6. Государственный Комитет Обороны СССР. В годы Великой Отечественной войны в числе прочих вопросов утверждал балансы распределения материальных ресурсов и графики подачи предметов вооружения и боевой техники.
2. Основные направления развития средств вооруженной борьбы. Опубликованы приоритеты разрабатываемой очередной государственной программы вооружения на 2016-2025 гг. Однако чрезмерная закрытость этой сферы не позволяет надеяться на успешное решение ее известных проблем.

Программные продукты и системы

8 главных технических новинок "Армии-2023" Государственная программа вооружения 2024-2033 — это стратегический план, разработанный государством для развития и совершенствования вооруженных сил страны на ближайшее десятилетие.
Планирование развития вооруженных сил на основе программ 2. Модернизация вооружений и техники — Обновление и модернизация вооружений, военной техники, а также внедрение новейших технологий и разработок для повышения боеспособности и эффективности Вооруженных сил.
Кризис в развитии отечественного вооружения: первые уроки / Войны и конфликты / Независимая газета 1. основы адаптивного программно-целевого планирования развития военных технологий. 1.1. Сущность эволюционно-технологического подхода к созданию ВВТ и его использование при обосновании перспективного облика системы вооружения.
8 главных технических новинок "Армии-2023" В данной статье рассматривается история и перспективы развития БТВТ (бронетанковое вооружение и техника) для Вооруженных Сил Российской Федерации.

Государственные программы вооружения России. Досье

Основные заказчики в рамках ГПВ будут формировать так называемый "президентский" ряд образцов вооружения и военной техники, который определит перспективный облик вооруженных сил и других воинских формирований до 2033 года. 1. Государственная программа вооружения утверждается Президентом Российской Федерации. 2. Порядок разработки, утверждения и реализации государственной программы вооружения определяется Президентом Российской Федерации. • координация внешнеэкономических связей оборонных отраслей промышленности по военно-техническому сотрудничеству. К периоду 1960-х годов относится становление системы программно-целевого планирования развития систем вооружения. Ставка в ГПВ 2018—2028 сделана на развитие роботизированных систем, высокоточного оружия и сил ядерного сдерживания. Кроме того, по мнению экспертов, большее внимание будет уделяться сухопутным и десантным войскам. Указанные проекты направлены на создание ключевых элементов вооружения, военной и специальной техники нового поколения, которые станут основой отечественной системы вооружения на рубеже 2025–2030 годов.

Основные направления развития и строительства вс рф кратко

Такими документами долгосрочного планирования являлись «Основные направления развития вооружения и военной техники» сроком на 15 лет и «Программы вооружения» сроком на 10 лет. В частности, в высокоточном оружии, системах вооружения различного базирования. В условиях современной, гибридной войны ставка делается именно на интеллектуализацию вооружений. Программно-целевое планирование развития вооружения, военной и специальной техники Вооруженных Сил и других войск РФ. Структура и границы параметров оборонных расходов. Совершенствование системы управления оборонно-промышленным комплексом. Вниманию читателей "ВКО" предлагается материал, в котором анализируется развитие системы заказов вооружения в нашей стране. Метод программно-целевого планирования развития вооружения и военной техники используется и сейчас. Все это обусловило то, что формирование программ и планов развития системы вооружения и военно-технического сотрудничества объединено контуром программно-целевого планирования.

Разработка перспективной Государственной программы вооружений на период с 2024 по 2033 годы

Второй путь — определить и открыто объявить перечень технологий, которыми страна готова делиться и совместно с зарубежными партнерами развивать. Представляется, что только второй путь позволит выйти, в том числе, на быстрорастущие рынки Юго-Восточной Азии и Африки. Программно-целевое планирование ВВСТ Становится все острее вопрос, как именно адаптировать складывающуюся систему включая науку и образование к современной российской экономике и международной системе, сохраняя при этом ведущие научные коллективы ОКБ, НИИ, НПО и основные предприятия военно-промышленного комплекса, космической и атомной промышленности, одновременно развивая их финансовую устойчивость и поддерживая инновационное развитие. Также необходимо вовлекать в решение этих задач новых отечественных участников, способных адаптировать гражданские технологии под решение проблем безопасности и обороноспособности. Таким образом, с учетом их комплексности, вопросы стратегического планирования развития вооружений и военной техники не являются просто вопросами планирования бюджета Минобороны России и не могут считаться производными от стратегических решений, принимаемых Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации. Развитие военных технологий является важнейшей составной частью и связующим звеном вопросов обороноспособности и технологического развития страны. В этой связи важно понять то, как формировалась и что из себя представляет фундаментальная система планирования и управления развитием вооружений и военной техники и в какой мере необходимо ее дальнейшее развитие. Радикально изменившиеся условия существования России пока не привели к изменению основополагающих принципов управления развитием вооружений и военной техники. Советская методология программно-целевого планирования ВВСТ, заложенная в 70-80-х годах прошлого века, и сегодня остается фундаментом управления развитием вооружений и военной техники. Это тот интеллектуальный, методологический фундамент, в котором сосредоточен опыт десятилетий развития военной техники и технологий.

В восьмидесятые впервые в отечественной практике программы военно-технического развития рассматривались с научным обоснованием, исходя из требований военно-политической доктрины государства, адекватной экономическим возможностям нашей страны, сбалансированного развития всех видов и родов войск и сил флота в интересах их эффективного совместного боевого применения. Впервые в отечественной практике при разработках вооружений и военной техники определяющим стал критерий «эффективность — время — стоимость». Программно-целевое планирование объективно повышало надежность и эффективность принимаемых государством решений в военной сфере. Несмотря на значительное усложнение процедур планирования, новая система оказалась способной быстро реагировать на изменения, как военного, так и социально-политического характера. Управление развитием ВВСТ с точки зрения жизненного цикла Действующую сегодня систему планирования ВВСТ целесообразно рассматривать как методологию и одновременно как инструмент проектно-программного управления сложнейшей системой военно-технологического развития страны. Являясь прообразом целостного, системного подхода к планированию и управлению жизненным циклом, система программного управления программно-целевого планирования должна в новых условиях устанавливать баланс возможностей и задач науки, промышленности и Вооруженных Сил, определяя наиболее эффективные пути развития. С точки зрения теории управления жизненным циклом, фактически на каждом этапе должно разрешаться противоречие между тремя основными подходами к развитию вооружений: продление ресурса военной техники, произведенной еще в советское время что обычно является наименее затратным путем , ее модернизация и замещение на новые или модернизированные образцы. Эффективное управление балансом этих трех способов определяет направления технологического развития и боеспособность Вооруженных Сил на глубокую перспективу. При этом стоит различать радикально разные виды работ, входящие в широко используемое сегодня понятие «модернизация».

Первый вид — создание на базе существующего и стоящего на вооружении образца техники нового образца путем глубокой доработки, модификации или замены его отдельных систем таким примером может быть создание истребителя МиГ-35 на базе МиГ-29 или танка Т-90 на базе Т-72. Подобная модернизация является при среднесрочном планировании естественным и эффективным способом развития техники и широко распространена во всем мире. Использование задела и опыта эксплуатации сокращает общее время разработки и постановки на вооружение таких образцов. Второй вид модернизации — это продление сроков эксплуатации устаревших образцов вооружений и военной техники, на которых, например, к стандартному заводскому капитальному ремонту корпуса фюзеляжа добавляется замена на современную систему бортовой радиоэлектроники и часто, но не всегда, замена иных блоков например, боевого модуля или системы защиты. Это позволяет существенно расширить общий срок службы конкретного образца и его тактико-технические качества. Стоит отметить, что увеличение доли современных образцов военной техники, ставшее в последние годы одним из критериев оценки боеготовности Вооруженных Сил, определяется, как правило, не поставками новой техники, а модернизацией уже находящихся в военных частях образцов. Доля новой техники в общем объеме вооружений не публикуется. В отличие от текущей модернизации, интенсивный способ разработки новой военной продукции применяется совершенно иным образом. В этом случае существенная часть ресурсов целенаправленно выделяется на упреждающее создание научно-технического задела.

Как правило, такое развитие приводит не только к обновлению состава вооружений и военной техники, но и к изменению тактики ее применения. Отдельную роль в этом процессе призван сыграть созданный в 2012 году по инициативе председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве России новый механизм — Фонд перспективных исследований ФПИ.

Оборонные программы трансформируют ресурсы в возможности. Соответствующие программы имеют иерархическую структуру, включающую программы и подпрограммы. Странам, которые намерены внедрять программное управление оборонными ресурсами, рекомендуется придерживаться следующих ключевых принципов: Программы должны как можно более четко и близко соотносить расходы с продуктом возможностями Программы должны быть комплексными, без каких-либо расходов за пределами программы, а также прозрачными и подотчетными на каждом этапе Процесс разработки программы должен быть всеобъемлющим и обеспечивать участие всех ключевых участников Программа должна быть объективной и управляемой [4] Оборонная политика и политика национальной безопасности служат в качестве основы для этого процесса, в рамках которого потребности, существующие возможности, потенциальные угрозы, имеющиеся и будущие ресурсы оцениваются с целью разработки программ или планов развития. Кто исполняет? Программное управление оборонными ресурсами включает следующие этапы: Подготовка руководящих указаний по составлению программы Разработка программ и программных альтернатив Обзор программы, кульминацией которого является решение по оборонной программе Планирование бюджета Отчетность Аудит Руководящие указания по формированию программы, обычно издаваемые министром обороны, устанавливают четкие оборонные задачи, основные требования, приоритеты, общий бюджетный уровень и предварительные бюджетные квоты для каждой основной программы, предоставляют информацию, необходимую для расчета стоимости оборонных программ, распределяют ответственность и устанавливают график. Разработка программ — это экспертная деятельность на основе значительных специальных знаний и опыта в соответствующей области. Эксперты проверяют соответствие программы руководящим указаниям.

Концепция определяет приоритетные направления развития системы вооружения СВ, такие как создание единой автоматизированной системы разведывательно-информационного обеспечения войск во всех звеньях управления; разработка и создание различных видов высокоточного оружия, роботизированных систем и комплексов, беспилотных летательных аппаратов, а также других комплектов оборудования, обеспечивающих применение образцов вооружения в режиме дистанционного управления.

Кроме того, документ предусматривает создание боевой экипировки с элементами интеллектуальных систем, позволяющей максимально реализовать возможности военнослужащих различных специальностей; малогабаритных и сверхмалых средств вооруженной борьбы на основе микроминиатюризации и нанотехнологий, особенно для решения задач разведки и боевого управления; повышение живучести боевых и обеспечивающих машин, выполнение требований по их эргономике и обитаемости.

В настоящее время в российской армии служат более 1100 генералов, планируется, что к 2012г. Старших лейтенантов сейчас около 50 тыс. Особое внимание будет уделено реформирование системы военного образования. На базе существующих 65 учебных заведений МО РФ будет создано 10 системообразующих вузов.

На сегодняшний день систему военного образования в России составляют 15 военных академий, 4 военных университета и 46 военных училищ и институтов.

Как будет выполняться госпрограмма вооружения российской армии в 2022 году

Диссертация по теме Особенности программно-целевого планирования развития материалов для вооружения, военной и специальной техники. Указанные проекты направлены на создание ключевых элементов вооружения, военной и специальной техники нового поколения, которые станут основой отечественной системы вооружения на рубеже 2025–2030 годов. Вместе с тем, дальнейшее утяжеление вооружения и совершенствование систем управления оружием и целеуказания (как на самой машине, так и в рамках подразделения в целом) придает старой идее гусеничной машины поля боя новое измерение.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ АСПЕКТ В РАЗРАБОТКЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ВООРУЖЕНИЯ

Здесь можно вспомнить, что ещё 2 июля 2020 года Владимир Путин утвердил основы государственной политики в области ядерного сдерживания. В этом документе, в частности, указываются и основные военные опасности для России. Таковыми признаны: наращивание потенциальным противником на сопредельных с РФ и её союзниками территориях и в морских акваториях сил, в составе которых есть средства доставки ядерного оружия; развертывание средств ПРО, ракет СМД средней и малой дальности , высокоточного неядерного и гиперзвукового оружия, ударных БПЛА и оружия направленной энергии; размещение в космосе средств ПРО и ударных систем; наличие у стран ядерного и других видов оружия массового поражения, которые могут быть применены против РФ или её союзников; неконтролируемое распространение ядерного оружия и средств его доставки; размещение ядерного оружия и средств его доставки на территорию неядерных государств. То есть практически все озвученные виды угроз для России сейчас присутствуют и, надо полагать, вполне могут быть применены. Осталось только дождаться повода?

Будет ли таковой и готова какая-либо иная страна подозреваем в первую очередь США решиться на войну с Россией, которая автоматически станет мировой? Обозначил президент военным и «оборонщикам» и три приоритетные задачи на ближайшие 12 лет. Первое: все виды и рода войск должны развиваться сбалансировано и системно, в полной мере учитывать современные тенденции. Второе: самое серьёзное внимание следует уделять совершенствованию стратегических ядерных сил.

Наши вооруженные силы первыми в мире получили, как вы знаете теперь это уже все знают , гиперзвуковое оружие, в том числе уникальный ракетный комплекс межконтинентальной дальности «Авангард» с планирующим крылатым блоком. Третье: следует всесторонне проанализировать перспективные системы вооружения и определить образцы, которые станут основой при подготовке новой Госпрограммы вооружений до 2034 года. Ситуация с вооружением и военной техникой в ВС РФ действительно радикально изменилась за последние годы. Если при принятии Госпрограммы вооружений в 2011 году, исправность бронетанковой техники составляла порядка 30 процентов, по авиации меньше 50 процентов, то сейчас по показателю исправности находящейся в войсках техники это уже более 90 процентов.

И этот показатель продолжает расти ускоренными темпами.

Приоритеты перспективных Государственных программ вооружения Наконец, эта ситуация идет вразрез и с опытом военных конфликтов на территории бывшего СССР в последние годы. Строительство с большими затратами крупного флота при Николае I, а затем при Александре III и Николае II закончилось катастрофическими для России потерями на море соответственно в Крымской и русско-японской войнах. Новый приступ флотофильства высшего руководства был отмечен перед Первой мировой войной, когда громадные затраты на создание линейного флота были направлены в ущерб модернизации Сухопутных войск — в первую очередь, снабжения армии артиллерией. Огромные средства были затрачены на модернизацию судостроительной промышленности и смежных отраслей выпуск корабельной артиллерии и брони. Более того, вынашивались планы принятия Закона о флоте с целью наращивания к 1930 г. Между тем в войне 1914—1917 гг.

А экипажи крупных кораблей Балтийского флота, разлагавшиеся от безделья, стали одной из движущих сил краха российской государственности 1917 г. Однако не прошло и двух десятилетий, как уже И. В результате, несмотря на уже шедшую в Европе Вторую Мировую войну, доля расходов на военно-морское строительство в советских оборонных бюджетах 1940 и 1941 гг. Как известно, в итоге ни один из начатых перед войной крупных кораблей закончен не был, а в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. Фактически ВМФ СССР не смог даже решить задачу обеспечения флангов сухопутных войск и удержания хотя бы частичного господства на морских театрах. Развернутое при Н. Горшкова, вновь приобрело циклопический размах при следующих советских руководителях и продолжалось вплоть до распада СССР.

Советский флот в итоге стал более многочисленным по числу вымпелов и личного состава, чем ВМС США, и получил больше атомных и неатомных подводных лодок, чем все другие флоты мира вместе взятые. При этом реальная боевая эффективность созданного к 1980-м гг. ВМФ СССР так и осталась непроверенной, а в качестве инструмента великодержавной внешней политики он себя ни разу серьезно так и не проявил. Таким образом, флотофильство высшего руководства страны не приносило пользы национальной обороне, и на протяжении последних двух столетий являло скорее пример бесполезного разбазаривания огромных ресурсов, отрываемых как от развития народного хозяйства, так и от строительства выступающих основой обороны страны Сухопутных войск. Россия была и остается сугубо континентальной державой. Все значимые для обеспечения безопасности страны и обеспечения ее интересов войны велись и ведутся на суше. Тем не менее, как только в государственном бюджете в период после 2000 г.

Несмотря на относительную нехватку финансовых ресурсов, в стране после 2000 г. И это несмотря на принципиальную сомнительность для континентальной державы размещения основной части стратегического ядерного потенциала на подводных лодках, в условиях, когда флот потенциального противника господствует практически на всем Земном шаре и намного превосходит как ВМФ России в целом, так и отечественные силы обеспечения боевой устойчивости атомных подводных ракетных лодок. Программа создания атомных ракетоносцев проекта 955 и их ракетного комплекса была, вероятно, самой дорогостоящей государственной программой в России 26 в последние 15 лет. Примечательно, что, несмотря на огромные затраты, первые практические результаты программы создания атомных ракетоносцев проекта 955 были получены только в 2013—2014 гг. При этом их боевое дежурство до настоящего времени так и не началось. Ввод в строй ракетоносцев проекта 955 немедленно породил требования создания под них соответствующих сил обеспечения боевой устойчивости, что требует формирования мощной обновленной группировки сил общего назначения ВМФ. А поскольку единственным флотом, способным угрожать российским атомным подводным ракетным крейсерам стратегического назначения, являются ВМС США, то сама логика военно-морского строительства при этом предопределяет развертывание строительства сил, способных эффективно противодействовать американскому флоту.

Это с неизбежностью ведет к требованиям громадных расходов на военно-морское строительство, которые при военном бюджете в 10 раз меньше американского по курсу до девальвации 2014 г. Затраты на них Приоритеты перспективных Государственных программ вооружения предстоят такие огромные, что только усугубят диспропорции финансирования ГПВ в пользу ВМФ. Данные диспропорции уже сейчас не могут не вызывать самой серьезной озабоченности. В реальности вот уже 100 лет все задачи обороны страны решает прежде всего армия в войнах исключительно на суше. Причем в обеих мировых войнах Сухопутные войска столкнулись с гораздо более высокоразвитым технологически и экономически противником. В обеих мировых войнах русским за это пришлось платить громадной кровью, причем Первую мировую войну Россия фактически проиграла, а во Второй мировой войне одержала верх ценой грандиозных жертв — и не без технической помощи западных союзников. Каждый рубль оборонных расходов, потраченный не на Сухопутные войска в обеих мировых войнах и при подготовке к ним, был оплачен кровью и чрезвычайно дорого стоил стране.

И немалая часть этих денег, фактически оторванных от армии, была без особых результатов затрачена на флот, наиболее дорогостоящие крупные корабли которого в обеих мировых войнах по большей части без дела отстаивались в базах, а то и просто были бездарно утрачены. После распада СССР российская армия практически постоянно была вовлечена в различные вооруженные конфликты, следующие один за другим. Все они велись значительными силами Сухопутных войск. ВМФ не сыграл никакой или почти никакой роли в этих конфликтах. Получается, что воюет преимущественно армия, а львиная доля бюджетных средств идет на финансирование флота. Именно так можно вкратце охарактеризовать смысл ГПВ-2020, и это, с высокой степенью вероятности, будет только усугублено в перспективной ГПВ. Представляется целесообразным кардинально пересмотреть избранную в настоящее время парадигму развития ВМФ России, четко определив задачи флота, предельно ограничив их, и подчинив в первую очередь требованиям участия непосредственно в национальной обороне и содействия залдачам Сухопутных Войск.

Отсутствие у Российской Федерации существенных заморских интересов требует пересмотреть необходимость постановки перед ВМФ экспедиционных задач и задач присутствия в дальней морской и океанской зонах в целом. Безусловно, это должно привести к пересмотру уже принятой программы военного кораблестроения до 2050 г. Также необходим отказ от замены шести планируемых к выводу из состава ВМФ с 2025 г. В результате к 2030 г. Другим приоритетом остается сохранение минимальных сил обеспечения боевой устойчивости морских стратегических ядерных сил. При этом необходим пересмотр номенклатуры и типажа планируемых к строительству кораблей, с минимизацией строительства крупных дорогостоящих единиц. Перенос любых программ строительства авианосцев на период после 2025 г.

Отказ от программы ремонта, восстановления и модернизации тяжелых атомных ракетных крейсеров проекта 1144, грозящей вылиться в совершенно астрономические по стоимости работы. Отказ на период до 2025 г. Крайне высокие требования, предъявляемые к этому проекту включая возможности ПРО и вероятное использование атомной энергетической установки предопределяют вероятность появления корабля с крейсерскими размерами и громадной стоимостью, который будет заведомо малосерийным, и, возможно, повторит участь атомных крейсеров проекта 1144. Поэтому целесообразно отложить реализацию данного проекта до уточнения в будущем облика корабля и решаемых им задач. Стоимость этих кораблей приближается к стоимости фрегатов при явно меньших боевых возможностях в морской зоне, в то время как для ближней морской зоны этих корабли избыточны и слишком велики и дороги. Это должно быть распространено как на вторую пятилетнюю часть ГПВ-2020 2016— 2020 гг. Приоритетное оснащение Сухопутных войск Гражданская война на Украине 2014— 2015 гг.

В ходе боевых действий украинская сторона понесла неожиданно большие потери вооружения и военной техники. В результате Украина, еще недавно активно торговавшая излишками советского вооружения, начала лихорадочно снимать с консервации и пытаться ремонтировать старую технику что оказалось непростой и довольно дорогостоящей задачей. Более того, Киев вынужден начать импорт ВВТ. Для восполнения потерь в личном составе Украине пришлось объявить несколько волн частичной мобилизации. Украинский конфликт стал показательным свидетельством важности резервных компонентов вооруженных сил и того, что боевой техники на хранении и резерве много не бывает. Таким образом, накопление и сохранение резервов техники и вооружения выглядит по-прежнему актуальным, что требует ее стабильных и достаточно объемных закупок. Огромный процент выхода из строя в украинской армии устаревшей и изношенной со сроком службы не менее 25 лет Приоритеты перспективных Государственных программ вооружения материальной части продемонстрировал как ранее и опыт российской армии в Пятидневной войне 2008 г.

Заметим, что последний урок был хорошо усвоен российским Министерством обороны, в последние годы массово закупающим, несмотря на критику их боевых характеристик, бронетранспортеры и автотранспорт нового производства, но предшествующих поколений, пусть и частично модернизированных тех же бронетранспортеров БТР-80, а теперь и БТР-82. Точно также ведется массовая до 300 машин в год модернизация с капитальным ремонтом танков Т-72Б в вариант Т-72Б3, и даже начат ремонт танков серии Т-80, которые еще недавно собирались полностью списывать. Ведется модернизация самоходной и реактивной артиллерии, а также закупка ее модернизированных образцов нового производства. Что касается машин семейства Т-72, их низкая выживаемость на поле боя и высокие потери экипажей в силу склонности к детонации боекомплекта в случае поражения противотанковыми средствами были продемонстрированы практически во всех конфликтах с участием этих машин в том числе в обеих чеченских кампаниях , а теперь наглядно подтверждены картинами массовых разрушений танков Т-64 украинской армии. Можно с уверенность констатировать наличие острой необходимости полной замены всех танков Т-72 и Т-80 в Вооруженных Силах России. Такое полное обновление танкового парка должно рассматриваться как один из абсолютных приоритетов закупочной политики на ближайшие десять лет. Таким образом, Россия имеет наиболее передовой в мире перспективный танк нового типа и новой компоновки и семейство машин на его базе, что позволяет перевести в практическую плоскость вопрос замены танкового парка.

Принципиально важным вопросом остается необходимость сосредоточения усилий военного ведомства и промышленности на доводке этой платформы. Пора положить конец постоянной погоне за идеалом в танкостроении, в то время как армия вооружена морально устаревшими танками Т-72 и Т-80, к тому же небезопасными для своих экипажей. Дальнейшее затягивание работ по этой теме сделает положение с танковым парком российской армии совершенно нетерпимым. Все сказанное в полной мере относится и к двум другим созданным в России в рамках ГПВ-2020 семействам бронетанковой техники нового поколения. На смену советским машинам, в разработке которых упор делался на подвижность и огневую мощь в ущерб защите, приходит новое поколение боевой техники с более сбалансированными характеристиками, и в первую очередь, с повышенным вниманием к уровню защищенности и обеспечения выживаемости личного состава. Существует острая необходимость скорейшего развертывания поставок в войска всей гаммы наземной техники нового поколения. В случае любого конфликта воевать в первую очередь придется этой технике.

Столь же остро ощущается и необходимость перевооружения артиллерии Сухопутных войск России, массово оснащенных морально устаревшими и выслужившими назначенные календарные сроки службы образцами самоходной и буксируемой артиллерии и реактивных систем залпового огня.

Эти задачи обеспечивают необходимую защиту и готовность Вооруженных сил России для эффективного ведения военных операций в соответствии с ее стратегическими интересами. Похожие записи:.

Формирование исходных данных, используемых при планировании развития системы вооружения. Обоснование критериев оборонной достаточности.

Оценка текущего состояния вооружения и военной техники. Сравнительный анализ уровня отечественного и зарубежного ВВТ. Прогнозирование достижимых уровней развития ВВТ. Обоснование требований к ВВТ. Обоснование и формирование основных направлений развития вооружения. Прогноз динамики военных ассигнований.

Методы технико-экономического обоснования перспектив развития вооружения и военной техники.

Армия, держи карман шире: Путин «нарисовал» программу вооружений до 2034 года

Государственные программы вооружения России. Досье - ТАСС Второй этап. На этом этапе проводится оценка состояния систем вооружения на начало программного периода. Для этого от всех видов Вооруженных Сил поступает, а затем обобщается информация о техническом состоянии ВВТ, находящегося в войсках.
РАЗВИТИЕ ВООРУЖЕНИЙ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОГРАММЫ В результате проведённых преобразований Генеральный штаб освободился от дублирующих функций и стал полноценным органом стратегического планирования, который организует и осуществляет управление Вооружёнными Силами при выполнении поставленных задач.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий